2008-08-01 10:03:40

В Институте последипломного образования руководящих работников и специалистов водного транспорта состоялось совещание на тему «Выполнение Украиной требований Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты (ПДНВ) 1978 года. Профессионализм украинских моряков, их конкурентоспособность и востребованность на международном морском рынке труда».

К УЧАСТИЮ в разговоре были приглашены специалисты инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков, государственного реестра документов моряков Украины, главной государственной инспекции Украины по безопасности судоходства, морских учебных заведений, ГП «Украинский научно-исследовательский институт медицины транспорта», представители посреднических компаний по трудоустройству моряков на суда иностранных судовладельцев.

 

Весьма обширная повестка дня охватила, пожалуй, все аспекты подготовки специалистов морских профессий к работе в море, включая предрейсовый медицинский осмотр и новые требования к подтверждению стажа плавания на судах.

 

Главный вывод таков: наша страна, сумев в свое время убедить Международную морскую организацию (IMO) включить Украину в «белый» список государств, выполняющих все международные требования в части образовательных стандартов и подготовки документов для моряков, может вскоре, если не удастся успешно отчитаться о полном выполнении требований конвенции ПДНВ, проследовать в обратном направлении. То есть, в «черный» список…

 

По словам начальника инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков Ильи Тихонова, положительным моментам является резкое уменьшение в Украине количества поддельных морских документов. Чтобы этого достигнуть, была проведена большая работа, и IMO ее оценила.

 

Главное, удалось убедить самих моряков не идти ни на какие сомнительные сделки, а получать документы официальным путем. Такой сознательности поспособствовала позиция ряда ведущих морских держав, прежде всего, США, Либерии, Панамы, которые стали рассматривать находящегося на борту судна моряка с поддельными документами как потенциального террориста. Ну а с террористами — разговор короткий: немедленное списание на берег и «волчий билет» на всю жизнь.

 

Но, победив фальсификаторов документов, наша страна оказалась в роли отстающих в другом, не менее важном, аспекте. IMO требует, чтобы каждая страна имела единый реестр морских документов. Прозрачный и открытый для легитимного доступа. Чтобы любой судовладелец, инспектор международной организации, представители правоохранительных органов имели возможность оперативно проверять подлинность предъявляемых моряком документов.

 

В Украине подобный реестр создан. Да вот беда: далеко не все морские учебные заведения спешат сообщать туда о выданных документах. И получится, говорит И. Тихонов, что те «подфлажники», сведения о дипломах и сертификатах которых не попадут в единый государственный реестр документов моряков Украины, будут автоматически считаться… террористами.

 

И такая чехарда практически со всеми документами: с книжкой регистрации подготовки на борту судна, куда заносятся сведения о плавпрактике выпускников высших и средних мор"ских учебных заведений, с послужной книжкой моряков, пришедшей на смену справкам о плавании. Существуют установленные конвенцией ПДНВ единые требования по их ведению и заполнению, но в Украине их редко кто придерживается. А это может сыграть злую шутку с нашей страной, когда она будет держать отчет перед IMO.

 

ОТДЕЛЬНЫЙ ВОПРОС — предрейсовый медицинский осмотр моряков. Конвенция ПДНВ требует, чтобы каждая страна, до разработки единых международных требований, имела свои национальные медицинские стандарты, за соблюдением которых должен следить уполномоченный государственный орган. В Украине таким органом является Министерство здравоохранения.

 

Но вот что интересно. Подготовленный министерством перечень медучреждений, получивших право проводить медицинские осмотры моряков и выдавать соответствующие медицин"ские свидетельства о пригодности моряка по состоянию здоровья к работе на морских судах, абсолютно не отражает реальное положение вещей. Предрейсовым осмотром «подфлажников» занимаются медицинские центры и учреждения, которых и близко нет в списке МОЗ Украины.

 

Объясняется это тем, что иностранные судовладельцы привлекают к страхованию экипажей своих судов солидные международные страховые компании. Сегодня, например, размер действующей на судах греческих судовладельцев страховки на случай частичной или полной потери моряком трудоспособности, а также на случай смерти во время рейса, колеблется от 30 до 80 тысяч долларов. К слову, работающим на судах под украинским флагом такие суммы и не снились…

 

Понятно, что любая страховая компания, подписываясь под столь солидными обязательствами, желает иметь полную гарантию того, что моряки уходят в рейс абсолютно здоровыми. Хорошо зная о практике советских времен, когда в рейс, «отблагодарив» кого надо, уходили люди с хроническими заболеваниями, с недолеченными последствиями травм, с патологиями сердечно-сосудистой системы, — иностранцы теперь предпочитают иметь дело с медцентрами новой формации, гарантирующими качество предрейсового осмотра специальной подготовкой медперсонала и наличием современного медицинского оборудования. К тому же, договор предусматривает выплату медучреждением неустойки, если моряка списали в ходе рейса по медицинским показаниям, которые можно было выявить на берегу.

 

Однако игнорирование иностранными судовладельческими и страховыми компаниями позиции МОЗ Украины сулит нашей стране новые проблемы, ведь как ни крути, а министерство остается уполномоченным государственным органом. Впрочем, тональность и акценты разговора обо всех вышеперечисленных проблемах были бы совсем иными, имей Украина собственный торговый флот.

 

Олег СУСЛОВ, Вечерняя Одесса