С 18 июля 2008 г. вступил в силу
приказ министерства №771 «Об установлении скидки к канальному сбору, который
взимается с судов, заходящих в Николаевский МТП под погрузку нефтепродуктами».

Приказ датирован 26 июня и
зарегистрирован в Минюсте 7 июля, сообщает Транспортный
бизнес
.

Скидка в 50% действует до 31
декабря 2008 г. при условии погрузки нефтепродуктов в объеме не менее 2 млн. т
в год с выполнением поквартальных объемов: I квартал – 0,2 млн. т, II – 0,45
млн. т, III – 0,6 млн. т, IV – 0,75 млн. т. В случае невыполнения графика за
отчетные периоды, скидка на следующий квартал не применяется.

17 апреля на сайте Минтранссвязи
был обнародован проект этого приказа в комментарии к которому заявлялось:
«Проблема, которую предусмотрено решить проектом приказа, состоит в
необходимости обеспечения для Николаевского морского торгового порта
конкурентных экономических условий по сравнению с другими портами Черноморского
региона относительно взимания канального сбора с нефтеналивных судов».

Перевалка нефтепродуктов в порту
осуществляется в рамках сотрудничества с ОАО «Николаевнефтепродукт», более 80%
акций которого принадлежит ряду оффшорных компаний (в частности, «Бишоп Инвест
энд Финанс Инк.», «Копланд Индастриз», «Падмор Трейдинг Лтд.», «Джарвин Трейд
энд Файненс корп.»), аффилированных с группой «Приват».

Получается, что Минтранссвязи
предоставило преференцию частной компании, т.к. в любом случае ОАО
«Николаевнефтепродукт» имеет свой наработанный грузопоток и о конкуренции с
другими портами речь не идет.

Как заявлял в одном из интервью
начальник порта Василий Капацына летом 2006 г.: «При данной схеме переработки
порт не несет расходов в случае отсутствия грузовых работ, к тому же существует
возможность использования причала для переработки других грузопотоков, поэтому
опасений относительно стабильности грузопотока нефтепродуктов у порта нет.
Поскольку ОАО «Николаевнефтепродукт» предприятие со сложившимся
импортно-экспортным грузопотоком, то это позволяет предусмотреть и
предотвратить резкие колебания рынка за счет взаимозаменяемости потоков
нефтепродуктов».

А канальный сбор получает
госпредприятие «Дельта-лоцман», на балансе которого находится
Бугско-Днепровский лиманский канал. Предоставление скидки в 50% к канальному
сбору для этого грузопотока приведет к недополучению этим предприятием $2,5-3
млн. Причем снижение транспортной составляющей всего на $2 явно не играет
никакой роли для фрахтователей (доля канального сбора в стоимости фрахта
составляет менее 2%) и грузовладельцев при нынешних ценах на нефтепродукты.

Практически все скидки оседают у
посредников и, как показывает практика, скидки никаким образом не стимулируют
увеличение грузопотока. Оплата сборов производится через агентские компании
судовладельцами, которые имеют определенные договора с фрахтователями, а
последние, в свою очередь, имеют договора с грузовладельцами. То есть от
перевозчика не зависит выбор порта погрузки или выгрузки.

Интересно, что В. Капацыне
удается лоббировать предоставление скидок, когда ГП «Дельта-лоцман» возглавляет
Александр Голодницкий. А от позиции директора этого предприятия во многом
зависит позитивное решение о предоставлении преференций.

Так, согласно приказу
Минтранссвязи №99 от 07.02.2006 г. для судов с осадкой до 2 м., перевозящих
белорусские калийные удобрения до 31 декабря 2006 г. вообще были установлены
уникальные скидки. В зависимости от объемов перевозки они составили: 1-150 тыс.
т – 75%, 151-200 тыс. т – 80%, 201-250 тыс. т – 85%, 251-300 тыс. т – 90%, 301
тыс. т и более – 95%.

При годовом объеме перевалки в
порту этого груза в 1,2-1,3 млн. т было бы логично предоставлять скидку,
начиная хотя бы после 1 млн. т. Правда, в 2006 г. нашлась очень убедительная
аргументация для стимулирования этого грузопотока – белорусы начали
переориентировать его на Клайпеду.

Причем в случае с Николаевом
действует такая схема. Скидка якобы предоставляется судовладельцам, но
контракты заключаются заранее по всей логистической цепочке. Агентская компания
взимает с судовладельца полную стоимость портовых сборов, затем перечисляет их
порту, а канальный сбор ГП «Дельта-лоцман». В Николаеве же практически весь
агентский бизнес связывают с именем В. Капацыны. И, по крайней мере, получив с
судовладельца платежи, агентская компания может сумму 50%-й скидки
судовладельцу не возвращать. Ведь формально можно по итогам квартала и не
выполнить предусмотренные объемы для получения скидки.

Впрочем, пока интересы
«Дельта-лоцман» не пострадают. Вместо предусмотренных для получения скидки 650
тыс. т нефтепродуктов в первом полугодии Николаевский МТП переработал 418,1
тыс. т. Маловероятно, что за оставшиеся пять с небольшим месяцев удастся
переработать более 1,5 млн. т.

Кроме того, этот приказ еще раз
показывает уровень подготовки документов в Минтранссвязи. Как уже говорилось,
проект был обнародован в середине апреля, подписан в конце июня, но в одном из
пунктов приказа возле должности А.Голодницкого осталась приставка и.о., хотя он
уже два месяца как назначен директором.

Министрество транспорта и связи украины продолжает раздавать преференции частным компаниям за счет государственных.

С 18 июля 2008 г. вступил в силу
приказ министерства №771 «Об установлении скидки к канальному сбору, который
взимается с судов, заходящих в Николаевский МТП под погрузку нефтепродуктами».

Приказ датирован 26 июня и
зарегистрирован в Минюсте 7 июля, сообщает Транспортный
бизнес
.

Скидка в 50% действует до 31
декабря 2008 г. при условии погрузки нефтепродуктов в объеме не менее 2 млн. т
в год с выполнением поквартальных объемов: I квартал – 0,2 млн. т, II – 0,45
млн. т, III – 0,6 млн. т, IV – 0,75 млн. т. В случае невыполнения графика за
отчетные периоды, скидка на следующий квартал не применяется.

17 апреля на сайте Минтранссвязи
был обнародован проект этого приказа в комментарии к которому заявлялось:
«Проблема, которую предусмотрено решить проектом приказа, состоит в
необходимости обеспечения для Николаевского морского торгового порта
конкурентных экономических условий по сравнению с другими портами Черноморского
региона относительно взимания канального сбора с нефтеналивных судов».

Перевалка нефтепродуктов в порту
осуществляется в рамках сотрудничества с ОАО «Николаевнефтепродукт», более 80%
акций которого принадлежит ряду оффшорных компаний (в частности, «Бишоп Инвест
энд Финанс Инк.», «Копланд Индастриз», «Падмор Трейдинг Лтд.», «Джарвин Трейд
энд Файненс корп.»), аффилированных с группой «Приват».

Получается, что Минтранссвязи
предоставило преференцию частной компании, т.к. в любом случае ОАО
«Николаевнефтепродукт» имеет свой наработанный грузопоток и о конкуренции с
другими портами речь не идет.

Как заявлял в одном из интервью
начальник порта Василий Капацына летом 2006 г.: «При данной схеме переработки
порт не несет расходов в случае отсутствия грузовых работ, к тому же существует
возможность использования причала для переработки других грузопотоков, поэтому
опасений относительно стабильности грузопотока нефтепродуктов у порта нет.
Поскольку ОАО «Николаевнефтепродукт» предприятие со сложившимся
импортно-экспортным грузопотоком, то это позволяет предусмотреть и
предотвратить резкие колебания рынка за счет взаимозаменяемости потоков
нефтепродуктов».

А канальный сбор получает
госпредприятие «Дельта-лоцман», на балансе которого находится
Бугско-Днепровский лиманский канал. Предоставление скидки в 50% к канальному
сбору для этого грузопотока приведет к недополучению этим предприятием $2,5-3
млн. Причем снижение транспортной составляющей всего на $2 явно не играет
никакой роли для фрахтователей (доля канального сбора в стоимости фрахта
составляет менее 2%) и грузовладельцев при нынешних ценах на нефтепродукты.

Практически все скидки оседают у
посредников и, как показывает практика, скидки никаким образом не стимулируют
увеличение грузопотока. Оплата сборов производится через агентские компании
судовладельцами, которые имеют определенные договора с фрахтователями, а
последние, в свою очередь, имеют договора с грузовладельцами. То есть от
перевозчика не зависит выбор порта погрузки или выгрузки.

Интересно, что В. Капацыне
удается лоббировать предоставление скидок, когда ГП «Дельта-лоцман» возглавляет
Александр Голодницкий. А от позиции директора этого предприятия во многом
зависит позитивное решение о предоставлении преференций.

Так, согласно приказу
Минтранссвязи №99 от 07.02.2006 г. для судов с осадкой до 2 м., перевозящих
белорусские калийные удобрения до 31 декабря 2006 г. вообще были установлены
уникальные скидки. В зависимости от объемов перевозки они составили: 1-150 тыс.
т – 75%, 151-200 тыс. т – 80%, 201-250 тыс. т – 85%, 251-300 тыс. т – 90%, 301
тыс. т и более – 95%.

При годовом объеме перевалки в
порту этого груза в 1,2-1,3 млн. т было бы логично предоставлять скидку,
начиная хотя бы после 1 млн. т. Правда, в 2006 г. нашлась очень убедительная
аргументация для стимулирования этого грузопотока – белорусы начали
переориентировать его на Клайпеду.

Причем в случае с Николаевом
действует такая схема. Скидка якобы предоставляется судовладельцам, но
контракты заключаются заранее по всей логистической цепочке. Агентская компания
взимает с судовладельца полную стоимость портовых сборов, затем перечисляет их
порту, а канальный сбор ГП «Дельта-лоцман». В Николаеве же практически весь
агентский бизнес связывают с именем В. Капацыны. И, по крайней мере, получив с
судовладельца платежи, агентская компания может сумму 50%-й скидки
судовладельцу не возвращать. Ведь формально можно по итогам квартала и не
выполнить предусмотренные объемы для получения скидки.

Впрочем, пока интересы
«Дельта-лоцман» не пострадают. Вместо предусмотренных для получения скидки 650
тыс. т нефтепродуктов в первом полугодии Николаевский МТП переработал 418,1
тыс. т. Маловероятно, что за оставшиеся пять с небольшим месяцев удастся
переработать более 1,5 млн. т.

Кроме того, этот приказ еще раз
показывает уровень подготовки документов в Минтранссвязи. Как уже говорилось,
проект был обнародован в середине апреля, подписан в конце июня, но в одном из
пунктов приказа возле должности А.Голодницкого осталась приставка и.о., хотя он
уже два месяца как назначен директором.