2008-07-18 10:27:39

Ее лейтмотив – вопрос безопасности подъемно-транспортной, строительной техники, лифтового оборудования.

Это вызвано неудовлетворенностью общества состоянием безопасности
на промышленных, строительных, горных, машиностроительных и других объектах.

БЕЗОПАСНОСТЬ — ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Участники традиционной одесской
конференции обсуждали перспективы рынка подъемных сооружений в Украине, передает  сайт города.

5-6 июля в Одессе проходила 9-я
международная конференция «Перспективы рынка подъемно-транспортного
оборудования и строительно-дорожной техники». Ее лейтмотивом стал вопрос
безопасности подъемно-транспортной, строительной техники, лифтового
оборудования. Это вызвано неудовлетворенностью общества состоянием безопасности
на промышленных, строительных, горных, машиностроительных и других объектах.

Острота проблемы определяется
такой статистикой: на начало 2008 г.,
по данным Госгорпромнадзора Украины, отработало нормативный срок службы 75%
стреловых самоходных кранов, 84% мостовых, 85% башенных, 87% портальных, 33%
лифтов, 60% подъемников. Это значит, что стройплощадки, порты, транспортные
узлы, промышленные предприятия, ГОКи — все объекты, где эксплуатируется
перечисленное оборудование, становятся потенциальными источниками опасности для
человеческой жизни. В последние годы к ним добавились парки отдыха, где
установлены развлекательные аттракционы. Слабо затянутый крепеж, отсутствие
заземления, беспорядочное состояние электропроводов, трещины, надломы — все это
стало причиной трагических аварий на аттракционах как в Украине, так и в ряде
других постсоветских стран. В последнее время стали все чаще говорить о
страховании технических рисков, но страхование жизни граждан при пользовании
аттракционами должно стать обязательным.

Кроме указанных, на конференции
были обсуждены проблемы обновления парка подъемных сооружений, производства
этого вида продукции в Украине в соответствии с требованиями V и VI
технологических укладов и др.

В конференции приняли участие
представители более 180 организаций и предприятий Украины, России и Беларуси,
производящих и эксплуатирующих грузоподъемную технику. В частности, это
руководители и представители известных украинских предприятий: НКМЗ, «Стрела»,
«Стройгидравлика», АО «Гидроаппаратура», ХЭЗ ПТМ, Вира-сервис, «Ржевского
краностроительного завода» (Россия), компании «Двеста» (Беларусь),
представители Одесского, Ильичевского, Измаильского морских портов, лизинговых
компаний, фирм-поставщиков импортного подъемно-транспортного оборудования,
ученых из ведущих украинских вузов.

«Проблема безопасной эксплуатации
подъемных сооружений является очень важной в условиях либерализации экономики и
недооценки роли технического надзора, и мы полностью согласны с позицией
Госгорпромнадзора Украины о том, что вступивший в силу Закон Украины «Об
основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной
деятельности», защищая субъектов хозяйственной деятельности от чрезмерного
«внимания» фискальных органов, с точки зрения безопасности труда не является
совершенным», — отметил в своем приветственном слове председатель правления НТА
«Подъемные сооружения» профессор Н.Н.Андриенко. Если надзорный орган имеет
право проверить предприятие раз в пять лет, предупреждая об этом за 10 дней до
проверки, то ни о какой успешной борьбе с травматизмом и авариями не может быть
речи. Ни в одной цивилизованной стране мира нет таких законодательных
ограничений, хотя и в России наблюдается такая же тенденция — бизнес старается
снять с себя ответственность за безопасность труда на своих предприятиях. Так,
Федеральный закон № 45-Ф3 от 5 мая 2005
г
. отменил право государственных инспекторов
Ростехнадзора на приостановление эксплуатации технических устройств, состояние
которых и подготовленность персонала представляют собой угрозу жизни и здоровью
людей и могут приводить к авариям и моральным ущербам. Данная процедура
чрезвычайно усложнилась, стала длительной и трудоёмкой. Это привело к тому, что
число приостановок снизилось примерно в 80 раз. Государственных инспекторов
лишили действенного рычага, обеспечивающего оперативное принятие мер по
предупреждению происшествий на местах. Однако в Украине после встречи 20 мая
руководителей профсоюзов с Премьер-Министром Ю.В. Тимошенко Кабинет Министров
дал поручение Госпотребстандарту внести предложения по изменению указанного
Закона Украины в части разблокирования работы органов государственного надзора.
В Конвенции Международной организации труда четко указано, что государственные
инспектора, осуществляющие надзор за безопасными условиями труда, имеют право
без предварительного уведомления в любое время беспрепятственно приходить на
подконтрольное инспекции предприятие.

Очень позитивной для развития
подъемно-транспортной отрасли Украины и повышения безопасной эксплуатации
подъемных сооружений считает традиционную конференцию, проводящуюся в Одессе,
начальник Одесского теруправления Госгорпромнадзора Украины М.И. Логвинов. Одна
из положительных тенденций последнего времени, по его мнению, — все более
частое приобретение новых кранов взамен выведенных из эксплуатации. Но, к
сожалению, не вся зарубежная техника соответствует украинской нормативной базе,
поэтому он призвал импортеров более внимательно относиться к этой важной
составляющей поставки.

Не может не волновать участников
конференции главный вопрос — возрождения отечественного краностроения. Одно из
предприятий, успешно преодолевшее кризис, — завод «Стрела», расположенный в
Броварах под Киевом. Председатель правления ООО «Краностроительная фирма
«Стрела» П.Н.Сидоренко рассказал, что в настоящее время завод уже вышел на
выпуск 10-12 кранов в месяц, идет работа над дальнейшим усовершенствованием
машин и увеличением выпуска продукции. Но руководителя волнует настойчивая
экспансия китайских производителей на украинский рынок, и он считает, что
противостоять такой мощной конкуренции можно только объединившись. Чтобы
создать свой, украинский кран, необходимо, чтобы скооперировались все крановые
заводы Украины. Благодаря кооперации, в частности, можно было бы нескольким
предприятиям совместно делать оптовые закупки металла, который весьма ощутимо
подорожал в последние месяцы.

О цене на металл говорили и
другие украинские производители. В частности, главный инженер АО
«Гидроаппаратура» А.И.Книгин посетовал, что некогда всемогущая металлургическая
держава — Украина — не может обеспечить металлопрокатом даже те
немногочисленные предприятия машиностроения и металлообработки, которые
пытаются работать в условиях промышленного хаоса. Но даже астрономические цены
на металл отнюдь не увеличили ассортимента и качество проката. Как и на кого
работают гиганты украинской металлургии? Труднообъяснимое и никем не
контролируемое подорожание материальных ресурсов, энергоносителей и других
составляющих продукта неизбежно влечёт увеличение себестоимости, а в результате
катастрофически быстро падает конкурентоспособность продукции украинского машиностроения.
Ведь цена до недавнего времени была единственным козырем в руках отечественного
машиностроителя.

Одно из свидетельств
эффективности кооперации производителей — деятельность хозяйственной ассоциации
«Краны Украины», в которую, кроме ведущих краностроительных заводов, вошли
также предприятия по монтажу и обслуживанию техники, производству узлов и
компонентов, банки и т.д. Во время конференции состоялось заседание
научно-технического совета ХА «Краны Украины». На нем обсуждались такие важные
вопросы, как повышение эксплуатационных характеристик стреловых самоходных
кранов, стратегия технического обслуживания, ремонта и эксплуатации
грузоподъемных кранов в современных условиях, направления развития приборов
безопасности и регистраторов параметров грузоподъемных кранов. С основными
докладами на заседании совета выступили главный инженер ОАО ХК «Краян»

Ю.Г. Федоров, генеральный
директор «Института проблем надежности машин и сооружений» Е.В. Москвяк,
директор

НПП «Элекран» В.Н. Усанов.

Одна из последних инициатив
ассоциации — создание Третейского суда. Теперь юридические и физические лица,
входящие в ассоциацию, смогут разрешать возникающие между ними противоречия и
конфликты, не обращаясь к обычному гражданскому или хозяйственному суду, а
прибегая в рамках существующего украинского законодательства к помощи
третейского судопроизводства. О том, что представляет собой этот судебный
инструмент, о его регламенте рассказал председатель Третейского суда, директор
консультативного центра «Право» (г. Днепропетровск) О.В. Бородий.

Как всегда, приняли участие в
конференции росийские производители грузоподъемных машин. О новых разработках
башенных кранов известного российского производителя ОАО «Ржевский
краностроительный завод» рассказал директор ООО «НИПТКИ башенного
краностроения» В.Ф.Тришин. Другой известный российский производитель башенных
кранов был представлен зам. директора ООО ТД «Кранов» (г. Челябинск)
А.Ф.Кучаевым. Напомним, что торговый дом «Кранов» осуществляет поставку
продукции Нязепетровского краностроительного завода.

Несколько интересных докладов
было посвящено комплектующим кранового оборудования. Директор по развитию ЗАО
«Интерподшипник» (г.Киев) В.Н. Петруненко рассказал о «самых тонких талиях» и
«самых крепких тазобедренных суставах» современных кранов — опорно-поворотных
устройствах (ОПУ), в частности, известных зарубежных производителей PSL (входит
в состав ThyssenKrupp) и Rothe Erde. О гидрораспределительной аппаратуре для
грузоподъемной и строительной техники рассказал главный инженер АО
«Гидроаппаратура» А.И.Книгин, специальную продукцию, выпускаемую для
краностроителей одесским заводом «Стройгидравлика» (дискретно-регулируемый
гидромотор, пропорциональный гидрораспределитель), представил собравшимся зам.
председателя правления ЗАО «Стройгидравлика» А.А.Олейниченко. Белорусская
компания ДВЕСТА — специализированное предприятие корпорации
«Интерподъёмтрансмаш» по разработке, изготовлению, электромонтажным и
пусконаладочным работам бесконтактных панелей и систем управления
электроприводом грузоподъёмных кранов — презентовала системы кранового
электропривода типа ТЭДФ (тиристорные) и системы кранового электропривода типа
ТЭДФ КМ на базе преобразователей частоты Siemens, а киевская фирма ПФ
«Гетрибебау Норд» — приводную технику немецкой компании NORD.

Доклады о лизинге подъемных
сооружений представили одесские компании ООО «Теком-лизинг» и ООО «УЛК
«Ленд-лиз», а также «Лизинговый дом» из Львова.

Один из докладов на заседании был
посвящен новой книге — «Устройство, монтаж и демонтаж современных строительных
башенных кранов». Книгу представил ее автор — доцент кафедры «Промышленный и
автомобильный транспорт» Украинской инженерно-педагогической академии, кандидат
технических наук, технический эксперт В.Н. Иванов. В книге дан обзор
конструкций современных строительных башенных кранов, приведены основные методы
монтажа и демонтажа различных типов этих кранов, а также последовательность
монтажных, наладочных и прочих операций и работ. В следующих номерах нашего
журнала мы с согласия автора опубликуем некоторые материалы этой книги.

В рамках конференции состоялось
заседание круглого стола по методологическим проблемам проекта Закона Украины
«О промышленной безопасности» и ускоренной налоговой амортизации. Заседание
вели директор консультативного центра «Право» (г. Днепропетровск) О.В.Бородий и
ответственный секретарь НТА «Подъемные сооружения» С.Я. Полнарев. В связи с
законопроектом «О промышленной безопасности» шел разговор о культуре
законотворчества. Речь не о том, чтобы дополнить то или иное положение
законопроекта, речь о создании методологии написания закона, которая позволяла
бы избегать дублирования тех или иных положений в других законах. Ставился
вопрос о правильном толковании объектно-субъектных отношений в сфере
промышленной безопасности. Среди прочих замечаний недоумение вызвало положение
законопроекта о том, что субъектом экспертизы промышленной безопасности может
быть субъект хозяйствования, которым, кстати, может быть как работодатель, так
и лицо наемного труда. Высказывалась мысль, что государство, работодатель и
наемный работник являются одновременно объектами и субъектами системы
промышленной безопасности, а сама промышленная безопасность — это состояние
защищенности промышленной системы, в которую входят: промышленный объект как
средство производства, лицо наемного труда как оператор производства и среда
производства. Между объектами и субъектами системы промышленной безопасности
устанавливаются объектно-субъектные отношения, которые, к сожалению, в
законопроекте не прописаны.

Интерес и дискуссию вызвала тема
ускоренной налоговой амортизации, способствующей ускорению обновления парка
грузоподъемного и другого технологического оборудования. Если в Украине
ускоренная налоговая амортизация законодательно допустима лишь в сфере
аэрокосмической техники, то в России она не только разрешена для многих видов
оборудования, но и ставится задача поиска новых методов такой амортизации.
Интерес вызвало сообщение, что в НТА «Подъемные сооружения» разработан алгоритм
оценки ускоренной налоговой амортизации грузоподъемных сооружений по данным
регистратора параметров работы крана, что вполне соответствует V и VI
технологическим укладам.

Как всегда, конференция
сопровождалась небольшой выставкой краностроительной продукции. На этот раз
можно было ознакомиться с подъемником итальянской фирмы TCM, который
представлял завод «Днепрокран» — эксклюзивный торгово-производственный партнер
этой итальянской компании на территории Украины, а также с автокраном
производства китайского концерна XCMG, которые поставляет в нашу страну
предприятие «Спецтехмаркет».

По материалам журнала «Подъемные
сооружения. Специальная техника», г. Одесса №6(82) Июнь, 2008.