2008-06-04 17:49:10

Буксир «Гайдамака» срочно получил разрешительные документы для предоставления буксирных услуг – лицензию и международные конвенционные документы. Благодаря этому ГП «Дельта-Лоцман» сможет проводить буксировочные операции объектов любой сложности, в том числе, далекие морские буксировки заграницей. Такая возможность, несомненно, должна радовать широкую общественность, но…
Ускоренная процедура получения лицензионных документов и пристальное внимание руководства предприятия к буксиру «Гайдамака» убеждают коллектив предприятия в том, что гордость флота государственного предприятия планируют «по быстрому» вывести из активов предприятия.

Есть информация, что А.Г.Голодницкий намерен это судно передать в бэрбоут-чартер* частной компании ООО «Транс Шиппинг Груп» или одесской «Глорион С.А.». Небходимо отметить, что именно по схеме
бэрбоут-чартера в свое время выводились суда из Черноморского морского
пароходства

Буксир
достаточно привлекателен для частного бизнеса – ведь на нем можно очень хорошо заработать. За год эксплуатации буксир «Гайдамака» ежемесячно приносил
государственному предприятию от 0,5 до 1 млн. грн. дохода в месяц. Половина этой суммы – идет
сегодня в виде амортизации в чистый доход предприятия.

Кто же  позарился на этот "лакомый" кусочек? В отрасли уже не один месяц обсуждают проект создания Единой
буксирной компании, которая должна будет монопольно предоставлять услуги по буксировке,
сопровождению, швартовке и т.д. в портах Украины.

И вот как раз для
такого предприятия новейший буксир с уникальными возможностями – завидное
приобретение. 

Во время своего первого назначения директором ГП "Дельта-Лоцман" (2005 – 2006 гг.) Александр Голодницкий также высказывал намерение продать буксир. Тогда судно не пускали в
эксплуатацию. Искали покупателей и довольно быстро нашли. Но не вышло –
на должность директора вернулся Виктор Бездольный и помешал этим планам.

12.05.2008 Приказом Министра транспорта и связи Украины И.Винского Голодницький А.Г. снова назначен директором государственного предприятия
"Дельта-лоцман". И 36-летний финансист снова вернулся к намерению избавить предприятие от одной существенных доходообразующих статей.

А ведь это
судно – один из самых мощных буксиров в Украине, фактически –  единственное такое. Есть
еще «пятитысячники» в Одессе и Южном. Но там классические “бычки”, которые могут
работать только буксирами-кантовальщиками в порту. А "Гайдамака" – многоцелевой буксир. Он
может и к причалу ставить, и сопровождать, и на гаке тянуть до 60-ти тонн. Его
уникальность в том, что у него 2 винто-рулевые колонки. Судно поворачивается на
360 градусов, маневренность, по словам специалистов "просто сумасшедшая". Дальность хода в море до 100 миль. Аналогичные буксиры есть только в портах Европы.

На
«Гайдамаку» есть постоянный спрос на Бугско-Днепровско-лиманском канале. В
канал заходят балкеры по 130-230
метров
длиной. Для их сопровождения нужны именно такие
буксиры. На канале есть только 4 таких буксира, которые могут выполнять эти функции, но у
них по 2500 лошадиных сил. То есть, для сопровождения балкера длиной 230 метров  нужно
по 2 таких буксира. А «Гайдамака» с этой задачей справляется самостоятельно – что чрезвычайно выгодна как судовладельцам, так ГП "Дельта – Лоцман".

Зачем
же столь прибыльное судно передавать в  бэрбоут-чартер – абсолютно непонятно. Если смотреть с точки зрения пользы для предприятия. Эксперты утверждают, что цель подобного шага может быть только одна: "Что-то на этом поиметь". Сейчас, если выставить буксир «Гайдамака» на продажу
– очередь выстроится, ведь он построен всего 2 года назад. Что же получается –
частный бизнес такой глупый, что будет вкладывать деньги в судно, которое не
приносит денег?

«Вывести»
этот буксир из состава флота ГП «Дельта-лоцман» может быть целесообразно только
для одного – создать «Единую буксирную компанию», возможно, на базе ООО «Транс шиппинг
груп» или «Глорион С.А.». Ни о какой экономической целесообразности речи быть
не может – в лице ГП «Дельта-Лоцман» государство потеряет около 5 млн. грн. в год
чистого дохода.

*(Ред.:
Бэрбоут-чартер – это разновидность димайз-чартера, от которого он отличается
тем, что судно сдается фрахтователю в аренду (обычно на несколько лет) без
экипажа и судовладелец никакого участия в его формировании не принимает. В
последнее время передача судна в бэрбоут-чартер является практически продажей
судна в рассрочку с внесением определенного процента договорной стоимости судна
с последующей оплатой определенной суммы судовладельцу.)